Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 

Закрытие велосезона 4-6 октября 2013г
 
4,5,6 октября 2013 года.
Формат: смешанный тур. Вело- с элементами OFFRoad для машины сопровождения.
Идея: Паша.
Транспорт сопровождения: Тойота Хайс
Фото: Женя, Я, Ваня Лазарев, Паша
Участники: Паша, Ваня Лазарев, Женя Пучинин, Я (Ваня Чумаков), Таня Юрова, Даша, Андрей.
Нитка маршрута: Семинский перевал-Шебалино-Каспа-Ороктойский мост, Еланда, Чемал, Усть-Сема.
ДЕНЬ 1.
4 октября, пятница, 6 вечера. К точке сбора (Полюсный 39) участники после рабочего дня пробиваются через городские пробки. Как всегда, назначенный на 19 часов выезд под реальной угрозой срыва. Я еду из дома, опаздывая, проклиная пробки и задурившее авто. На заднем сиденье – два велосипеда. В багажнике – куча рюкзаков. Погода нестабильная и взято много чего «на всякий случай».
18:10 я на площадке сбора. Небольшое успокоение моей совести, что я не последний из прибывших и то, что к этому времени начальства уже нет – так спокойнее – меньше потенциальных нотаций в будущем. Через 20 минут подъезжает последний участник (Ваня). Грузим вещи в автобус, пару велосипедов на крышу. Все - под завистливые (или показалось?) взгляды и комментарии потенциальных участников, не решившихся на авантюру.
 
  
 

Нерешившихся можно понять – на улице более чем прохладно. Для многих вообще сомнительное удовольствие в такое время велосипедить. Но мы – оптимисты.
19:30 Отбываем в закат. Компания оказывается шумной, разговорчивой. Вино, виски и перекус из бутербродов вместо ужина. В общем, старт отличный.
Около 23 часов прибываем в Шебалино и дозаправляемся. Радуемся первому обильному снегу.
 
  
 

За Шебалино погода становится однозначно зимней с довольно плотным снегом и гололедицей.
Подъем на Семинский у полноприводного автобуса даже на лысоватой резине особых проблем не вызывает, чего нельзя сказать о других участниках дорожного движения – в первую очередь грузовиков, и у некоторых недальновидных легковушек.
Итак, за полночь мы на базе. Зимняя сказка. Запах снега. Хруст снега. Вкус снега. В общем, красота.
 
  
 


База – наша отправная точка и место ночевки – выполнена по классическим советским стандартам (не удивлюсь, если где-то есть ГОСТ на строительство таких баз). Все очень мило. Можно ретро туры устраивать – «С ностальгией по СССР». Зато недорого. Естественно, в столь поздний час нас не ждут. Но 15 минут активных поисков – и администратор расселяет нас по комнатам. Оформление комнат также хорошо вписывается в первое впечатление. (Вообще, все, что я говорю про «советское» оформление – спорно. Но у меня именно такие ассоциации. По крайней мере, все это мне напомнило пионерский лагерь «Березка» 26 лет тому назад).

 
  
 


Распаковавшись и уничтожив сверхпоздний ужин расходимся по комнатам и засыпаем.
ДЕНЬ 2.

 
  
 


Так и хочется процитировать классика:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный….
Но солнца не было. Морозный туман и зимние виды. Впрочем, погода очень приятная, хотя и малопонятно, как будут себя вести велосипеды при -7. Об этом пока не думаем.

 
  
 


Коллективный подъем значительно облегчен великолепной слышимостью – стены из ДВП имеют щели до 10 см шириной. Долго спать в такой комнате не получается – кажется что уже все давно на ногах. Быстрые сборы и – завтрак в столовой!

 
  
 


Меню непритязательное: кукурузная каша, вареные яйца, сосиска, омлет, чай. Еда сытная и, по моему мнению, вкусная. С новыми силами приступаем к подготовке велосипедов.

 
  
 


 
  
 


Примерно 11:30. Старт.

 
  
 


Сразу возникает проблема с Таниным велосипедом. Изрядно набегавшийся за лето по бродам и грязи велосипед отказывает. Загустевшая на холоде смазка в каретке(?) заднего колеса не позволяет войти кассете в зацепление и педали прокручиваются вхолостую. Литровый ковш кипятка, любезно предоставленный работниками столовой, на некоторое время решает проблему. Ну да ничего – первое время педали не нужны – мы едем под гору.
Первые 300 м привыкаем к сцеплению шин с дорогой, кто-то падая, кто-то едва удержавшись от падения. После выезда на М52 – асфальт, покрытый влажной рыжей соленой грязью. Скорость 30-35 км/ч без каких-либо усилий со стороны седока. А усилия не помешали бы для согрева – встречный влажный ветер пробирает насквозь. Вот где пригодилась одежда, взятая «на всякий случай». Одеваем на себя все. С нежностью и ностальгией вспоминаю горнолыжные перчатки. Но их со мной нет.

 
  
 


Брызги грязи причудливо замерзают на велосипеде, блокируя работу всех механизмов. Тросики отчаянно сопротивляются попыткам седоков пользоваться хотя бы тормозами. Вот где в полной мере оценил преимущества гидравлических приводов тормозов.

 
  
 


Наша колонна сильно растягивается, но такой режим движения и был задуман. Прелесть такого передвижения в том, что никто не привязан к кому-либо и все идут в своем темпе. Наличие радиостанций у неугомонно-впереди-несущегося, у замыкающего и у машины сопровождения, помимо удобства создают еще и определенную атмосферу удаленного общения: вроде ты и один на трассе, но товарищи всегда рядом.
Через пару километров пожинаю плоды своей лени вперемежку с утренней спешкой: свежая камера, установленная с утра, спускает. Старую, естественно не клеил. Приходится заниматься ремонтом прямо на трассе. Всему причина – маленький шип шиповника, застрявший в покрышке. Будь я чуть более внимателен с утра – я бы его не просмотрел.

 
  
 


Видимо, желая согреться, уехавший уже вперед Ваня накручивает пару километров назад по перевалу.

 
  
 


Далее мы спускаемся с ним вместе. Моя остановка еще более растягивает нашу колонну. А между тем погода начинает налаживаться – от спустившихся с перевала первыми Паши и Жени поступают по рации сведения о разрывах в тучах и волшебных по эстетической силе воздействия потоках солнечного света. С новой силой устремляюсь в погоню за ушедшими вперед коллегами. Еще несколько километров – и…

 
  
 


Виды завораживают. Синь неба, оттененная белизной облаков и блеском свежего снега, желтизна не опавшей листвы, темные свечки пихт, вырывающиеся из покрова леса. Полянки и заснеженные хребты скал, покрытых, как щетиной, лесом. Столбы солнечного света в разрывах туч… Через все это извивается лента влажного асфальта, по которой лежит наш путь.
После окончания перевала значительно теплеет. Несмотря на то, что теперь приходится крутить педали, дорога совершенно не напрягает.
Через некоторое время мы с Ваней догоняем Таню – у нее опять отказывает велосипед.

 
  
 


Так как летом я уже сталкивался со схожей проблемой на своем велосипеде и знаю приемы передвижения при такой неисправности, мы с Таней меняемся велосипедами. Очевидно, Тане мой велосипед приходится по душе, и она, в несколько минут набрав приличную скорость, скрывается из виду. Во многом последнему еще и способствует мой метод передвижения, деградировавший до простого наката с отталкиванием ногами от асфальта. Скорость никакая, но я хоть как-то передвигаюсь. Мирно беседуя и наслаждаясь видами (которые просто не в силах передать ни один фотоаппарат) мы с Ваней неспешно передвигаемся в сторону Шебалино. Между тем, по рации сообщают, что наши коллеги уже там – на промежуточной точке сбора.
Воздух постепенно прогревается, лед на велосипедах сползает и отваливается и, наконец, велосипед соглашается везти меня в штатном режиме. Я добавляю скорости и скоро мы всей группой собираемся в Шебалино на перекрестке на Каспу.

 
  
 


Отсюда начинается подъем в первый из двух перевалов, запланированных на сегодняшний день. Девушки садятся в автобус для экономии сил и времени, парни едут в седле (на последней фразе почему-то в голове нарисовалась картина мушкетеров, следующих на лошадях за каретой…Примерно такая:

 
  
 


Женя умчал вперед и, где-то за поворотом, успевает ремонтировать покрышку. Скорость передвижения падает, зато на холод теперь точно не пожалуешься – от меня валит пар. Следующие два часа набираем высоту.

 
  
 


Женя отрывается по полной (собственно, за этим и ехал). На перевал он залетает первым (после автобуса, разумеется). И этот человек впервые сел на велосипед 27 апреля этого года (совершенно серьезно)!
Некоторое время спустя мы снова собираемся командой, небольшой перерыв и мы стартуем на спуск. Время – начало четвертого, а у нас еще несколько десятков километров впереди и самый сложный участок для нашего автобуса.
За перевалом – как в другое время года попадаешь. Снега почти нет. Мчимся вниз, отмораживая руки. Группа опять сильно растягивается. На этот раз сильно вперед уезжает Таня. Промежуточная точка сбора – деревня Апшуяхта. За ней – начало второго подъема.

Подъем затяжной, большую часть иду пешком с Ваней в конце колонны. Через 3 километра начинается спуск, чему мы жутко радуемся, но, как оказывается, преждевременно. Дорога продолжает медленно, почти незаметно, набирать высоту. Силы уже на исходе, мышцы сводит и приходится много идти пешком, теряя время. Солнце касается вершин гор и начинаются сумерки, а Каспы все еще нет.
По дороге встречаем УАЗик с разбитым радиатором и команду местных жителей, вяло ковыряющихся под капотом. Поболтав с ними выясняем, что до деревни чуть-чуть, а вот после - 12 бродов, разбитая дорога и шансов пробиться на нашем автобусе у нас почти нет (позже от Паши узнаю, что это мнение большинства встреченных местных жителей).
И вот – последний подъем преодолен и под горку мы въезжаем в Каспу. Опять собравшись вместе, начинаем самый экстремальный участок нашего путешествия.
Сумерки сгущаются, но тепло, снега нет, дорога идет под ощутимый уклон, при этом особой грязи пока не видно и это прибавляет сил.
Первые броды пролетаем на ура.

 
  
 


Второй брод – самый сложный. После разведки Паша успешно его проходит, чудом уклоняясь от камней и бездонной с виду колеи.

 
  
 


Окончательно темнеет и дальнейший путь мы продолжаем при свете фонариков почти на ощупь. Автобус уходит вперед. Ноги мокрые, но мне тепло. О состоянии спутников мне сложно судить, но у меня настроение великолепное. Над головой – бездонное звездное небо. Шум воды на бродах. Слева и справа стенами лес. Пьяный воздух. Что еще может быть нужно?! Лучшие выходные….
За очередным поворотом догоняем автобус – Паша все-таки пропустил коварную канаву, довольно сильно (но не безнадежно) посадив машину. Начинаем увлекательный комплекс мероприятий по спасению авто. Попытки раскачать нелегкую машину ни к чему не приводят и мы начинаем планомерно расширять канаву. Из всего ассортимента лопат мы выбираем лучшую - крышку от котелка.

 
  
 


Подставив домкрат и по очереди подняв задние колеса мы набиваем под них камней.

 
  
 


Чтобы наверняка все удалось – дополнительно цепляем буксирный трос и – как в сказке про репку…

И вот, потеряв не более часа, мы освобождаем автобус. Поднимая фонтаны грязи, скользя и раскачиваясь в колее, он вновь уходит вперед.
Еще через пару километров мы выезжаем из ущелья. Где-то впереди шумит Катунь, по противоположному берегу проползают огоньки фар автомобилей. По хорошо укатанной дороге некоторое время едем вправо – вверх по течению. Силы уже на исходе и кроме того в свете фонариков очень сложно отличить лужи и скользкую грязь от ровной дороги – Женя пару раз сильно падает. В конце концов решаем до моста идти пешком. По рации наши барышни периодически передают музыку – видимо, желают подбодрить. И вот в 11 часов мы вновь собираемся все вместе.
После некоторого раздумья и оценки оставшихся сил, Андрей решает до базы доехать на автобусе; самые отъявленные продолжают путь в седле.
Ночная дорога вдоль Катуни, под куполом ясного октябрьского звездного неба по неплохой (если не считать невидимой в свете фонарика гребенки) проходит почти незаметно. Примерно 20 километров – и мы на базе «Еланда». Общий суточный пробег более 100 км – неплохой результат и новый личный рекорд для большинства участников.
Час ночи. Ужин из макарон, чая с пряниками, баня класса «вулкан» и такой длинный день заканчиваю, провалившись в сон без сновидений…
ДЕНЬ 3.
Мы вернулись в лето! Яркое солнце, безоблачное небо, яркие краски и никакого намека на снег. День обещает быть по-летнему теплым – и он нас не обманывает. Быстренько позавтракав остатками пряников и просто чем придется (кто-то оставил пакет с продуктами на столе в беседке и представители местной фауны этим воспользовались), приводим наших стальных коней в порядок.

В районе 10 часов стартуем… Через 300 метров от базы начинается асфальт, чтобы уже не закончиться. Передвигаемся играючи. Дорога идет с заметной потерей высоты, машин немного, ветра нет. Женя опять умчал в спортивном темпе, Ваня мчит вдогонку, остальные участники едут где-то впереди, догоняя автобус, а я с Таней передвигаюсь не очень быстро, отвлекаясь на любую возможность полюбоваться видом или сфотографироваться.

 
  
 


На день запланировано 20 км и торопиться некуда. Самое оно наслаждаться видами бирюзовой Катуни.

Полтора часа движения и мы в Чемале. Авангард уже скучает, дожидаясь нас. Женя опять умчал далее – ставить новые рекорды суточного пробега.

Еще несколько километров по деревне и заканчиваем путешествие горячим обедом в придорожном кафе. Грузимся в автобус и пускаемся вдогонку за Ваней и Женей (последний уже в Усть-Семе).

Ваню догоняем около поселка Катунь.

Еще 15 минут и мы забираем последнего участника.
Дорога Усть-Сема-Барнаул уже настолько привычна, что пролетает практически незаметно. Около 11 вечера мы возвращаемся к точке старта и разъезжаемся по домам – завтра рабочий день.
Маршрут оказался замечательным во многих смыслах. Обязательно включу или часть маршрута в более продолжительный или просто повторю его в следующем сезоне.
Продолжение следует. Сезон 2014 обещает быть…

Участники: Женя, Дарья, Ваня, Таня, Паша, Андрей, Я

Октябрь 2013.

 
Типография ГРАФИКС. Фотолаборатория. Багетная мастерскаяПечать ФотокнигФото на документы